Что можно увидеть во время экскурсии в Сахару?

Экскурсия в Сахару, безусловно, является самой популярной в Тунисе. Ее программа одинакова у всех туроператоров, так как Министерство по туризму Туниса жестко регламентирует всю туристическую деятельность. Эта экскурсия интересна тем, что за два дня у вас будет возможность проехать две трети этой страны, ведь протяженность маршрута составляет более 1200 км. Далее я коротко расскажу о том, что можно увидеть за эти два дня.

Экскурсия началась в 6 часов утра из Хаммамета. В автобусе гид объяснила, что программа рассчитана так, что автобус делает остановки каждые два-три часа, дабы не утомлять сильно людей.

Наша первая остановка произошла в городе Кайруане, который славится свой мечетью и мастерами по изготовлению узелковых ковров. Мусульмане считают, что семь хаджей в мечеть Кайруана заменяет один хадж в Мекку.

В саму мечеть туристов не пускают, но у нас была возможность сфотографировать ее внутренний двор с крыши сувенирного магазина. Кстати, сувениры в Кайруане самые дешевые в Тунисе (по крайней мере, дешевле, чем в медине Хаммамета). Их продают по фиксированным ценам. В магазинчике имеется неплохой выбор изделий из кожи: сумки, ремни, кошельки. Если вы приехали в Тунис за шопингом, то тогда берите с собой в дорогу побольше денег. На втором этаже магазина торгую коврами, все они ручной работы и стоят очень дорого (за небольшой коврик из шелка просили 500 долларов).

Побыв в Кайруане около часа, мы двинулись дальше. Пейзажи за окном начинают меняться, растительности стает все меньше и меньше. Следующая остановка была технической - в городке Джелма. У нас была возможность перекусить в местном кафе. Стоимость сувениров в Джелме гораздо выше, чем в Кайруане, поэтому мы не пожалели, что скупились именно там.

Меню в кафе на русском и английском. Сначала оплачиваешь, потом получаешь заказ

Снова едем в автобусе до следующей остановки в городе Метлауи, где нас ждал обед. Обед был скромненький, к тому же напитки за отдельную плату. Цены завышены, но хорошо, что мы запаслись водой еще в Хаммамете.

Далее наш путь лежал в город Тозер, который расположен посреди пустыни. Он известен тем, что рядом с ним находится огромная плантация финиковых пальм.

Желающие, могли за дополнительную плату (9,5 долларов/чел) поехать на повозке вглубь оазиса и ознакомиться с условиями выращивания фиников. Остальную группу, и нас в том числе, отвезли селиться в гостиницу. Отель, в котором нам предстояло ночевать, назывался Ras El Ain Tozeur. Территория довольно большая, есть бассейн и Wi-Fi в лобби.

Приблизительно через час после поселения за нами заехали джипы, на которых нас повезли кататься в пустыню. Каждая машина берет в салон по 5-6 человек.

Отъехав от Тозера, наша «Тойота» свернула с дороги и понеслась по пескам. Говорят, что раньше здесь проходила трасса знаменитых гонок Париж – Дакар. Водитель демонстрировал нам свое мастерство, выполнял крутые виражи и спускался вниз, с практически вертикальных барханов.

Первая остановка была возле горы, напоминающей верблюда. Нам дали пятнадцать минут для фото. К этому времени в пустыне поднялся небольшой ветер и песок попадал в глаза, несмотря на очки.

Второй раз джип остановился возле огромного песчаного бархана на 15 минут.

Мы фотографировались на самой вершине и отправились к следующему пункту – декорациям кино-эпопеи «Звездные войны». Декорации представляют собой небольшой городок, который по фильму находился на планете Татуин.

Мой муж является фанатом этой саги и ему очень понравилось, только времени, к сожалению, дается немного. Услышав сигнал клаксона мы поспешили к нашей «Тойоте», которая отвезла нас обратно в отель.

Вечер мы провели в бассейне, который очень хорошо прогрелся за день. Ужин был в формате шведского стола с большим разнообразием блюд (только без напитков).

Завтра нам предстоял подъем в 3 часа утра и еще более насыщенный день.

Рано утром нас разбудил звонок в номер. Персонал отеля обзванивал всю группу, чтобы не проспали выезд. Позавтракав, мы еще засветло поехали к солончаковому озеру Шотт-Эль-Джерид. Дорога, по которой мы ехали, пересекала все озеро. В начале июля оно практически все высохло, лишь в некоторых местах виднелись лужицы. Автобус сделал небольшую остановку у прилавков с финиками, где можно было сфотографироваться на фоне высохшего дна.

После этого мы отъехали несколько километров к противоположному берегу, где встречали рассвет. Солнце взошло очень быстро, осветив красивые грибообразные барханы. Местные считают, что в этих местах живет злой джинн.

Следующая остановка была в городе Дуз. Здесь туристам за дополнительную плату предлагается три развлечения: часовая прогулка на верблюдах (25 динар/человек), полет над пустыней на мотодельтаплане (50 динар/человек) и катание на квадрациклах (35 динар/один человек, 50 динар/2 человека на машину). Мы выбрали верблюдов и квадрациклы.

Честно сказать, прогулка на верблюдах не очень понравилась. Отошли метров на 500 от стоянки, сфотографировались с верблюдами на фоне пустыни и обратно. Этих денег не стоит, но попробовали, так как на верблюдах еще, ни разу не ездили.

Но зато катание на квадрациклах было супер. Сначала ехали в цепочке по ровной поверхности, затем по невысоким барханам. Местами проезжали островки пальм, которые словно вырастают из песков.

Далее нас ожидал двухчасовой переезд в район городка Матмата, где нам предстояло ознакомиться с бытом коренного населения Туниса – берберов. Что интересно, живут они в вырытых в земле пещерах, поэтому их еще называют троглодитами, т.е. пещерными людьми. Многие берберы привыкли так жить, и не хотят переселяться в специально построенный для них поселок. Берберских пещер в Матмате много, ими испещрены все склоны вдоль дороги. На некоторых мы заметили солнечные батареи и спутниковые антенны, есть даже припаркованные автомобили. В пещерах круглогодично поддерживается одинаковая температура около 25 градусов. Быт их, который мы увидели, довольно скромный: минимум мебели, печка на газу, помещение для обмывания.

"Ванная комната" берберов

Затем нас отвезли обедать в пещерный ресторан, где отведали местные блюда, в том числе знаменитый кус-кус. К блюдам подавалась вода, так как это принято у берберов.

Затем наш путь лежал в сторону побережья, к городку Эль-Джем, с одной технической остановкой на 15 минут в Махресе возле кафе Сиди-Бу-Саид. Оно названо в честь одноименного бело-голубого городка в пригороде Туниса, и оформлено соответственно.

Эль-Джем известен своим архитектурным памятником эпохи заката Римской империи – Колизеем. Я всегда думала, что Колизей есть только в Риме, но оказывается их осталось несколько. Тот, что в Эль-Джеме, считается лучшим по сохранности. Сооружение впечатляющих размеров, которое нужно увидеть своими глазами.

Это была завершающая остановка, после которой нас повезли обратно в Хаммамет.