E-mail: tsem63@yahoo.com
Телефон: +306972749136
|
Пасха на острове КорфуПасха-величайший праздник Православной Церкви, празднуется по всей Греции с особым почитанием ,но на о. Корфу (Керкира) празднование Пасхи имеет неповторимые черты. Особые местные обычаи и прямая связь этих праздничных дней с началом весны подчеркивают уникальность пасхальных торжеств на Корфу, которая привлекает множество посетителей со всего мира. Еще одной местной особенностью является звучащая повсюду трогательная церковная музыка, которая изливается из храмов на улицы и окраины города Керкира, столицы Корфу. Это гармоничное пение, своеобразное четырехголосие, принесенное с Крита в XVII веке, до сих пор называется «критским распевом». Жители Корфу называют Пасху «Ламбри Ламбриа» («сияние сияний»), подчеркивая этим светлую радость этого дня. Пасхальные торжества начинаются на острове в Неделю Ваий, «Вайоне» , как этот день обычно называют на Корфу. С 11 утра от храма Святителя Спиридона начинается крестный ход, который проводится ежегодно с 1630 г. в воспоминание знаменитого чуда – избавления острова от смертоносной эпидемии чумы, которая в 1629 г. погубила многих жителей Корфу. Крестный ход идет по длинному маршруту и обходит воображаемую линию городских стен времен венецианского господства; несколько раз процессия останавливается для кратких молебнов и, как в прошлом, обходит стороной еврейский квартал. Этот крестный ход уникален еще и тем, что он собирает вместе почти 20 филармонических оркестров острова Корфу, которые приходят почтить святого. В Великий Понедельник жители Корфу отправляются делать покупки к Пасхе. В воздухе разливается благоухание традиционных сладостей – фогацы (сладкого хлеба), мандоло (засахаренного жареного миндаля) и коломбины (рождественского кекса). Вечером колокола созывают верующих в церковь, и множество народа собирается слушать слова Евангелия «горе вам, фарисеи и лицемеры». В Великий Вторник в церквях звучит стихира преп. Кассии, а вечером около колонн Старого Дворца Общество корфиотских торжеств организует музыкально-поэтический вечер на тему «От Голгофы к Воскресению». Раньше в Великую Среду площадь Сарокко заполнялась блеющими ягнятами, которых привозили из деревень, чтобы продать жителям острова Корфу. Ближе к вечеру церкви города заполняются верующими, которые приходят принять участие в Таинстве Соборования, а в 8.30 вечера множество людей заполняют городской театр, чтобы послушать концерт муниципального хора, исполняющего церковную музыку и песнопения Страстной недели. На этом концерте слушатели приобщаются к Божественной Драме через церковную музыку Запада и Востока. В Великий Четверг совершается последование Святых Страстей. В деревенских храмах женщины во время службы Двенадцати Евангелий плетут на спицах тесьму из белой хлопковой ткани, прекращая плетение во время чтения Евангелий. В Кафедральном соборе римско-католической епархии на Ратушной площади, зажигают 12 свечей, которые одну за одной тушат по завершению чтения каждого Евангелия. Также в Великий Четверг, после первого удара церковного колокола, красят яйца в красный цвет, вечный символ обновления жизни и природы. В Великую Пятницу до полудня храмы заполняются верующими, которые приходят на службу Снятия со Креста и облачения умершего Спасителя в белоснежные пелены – в трогательной атмосфере под звуки погребального звона колоколов. После этого дети разбегаются по окрестностям в поисках цветов для Плащаницы. Украшение Плащаницы почти всегда выполняется юными девушками. К середине дня Плащаницы выставляются для поклонения. Во второй половине дня в Великую Пятницу на живописных улочках и площадях старого города начинается шествие «Эпитафий» («Плащаниц»). В пригородах шествия проходят по собственным маршрутам в ближайшей округе. От полудня (с двух часов дня в некоторых местах) до позднего вечера проходят десятки эпитафий с пением. С наступлением вечера все шествия сходятся в историческом центре и практически пересекаются. Сначала выходит процессия из храма Пресвятой Богородицы Спилиотиссы, от новой венецианской крепости и из храма Христа Вседержителя в районе Камбиелло, затем к шествию присоединяются остальные храмы, пока в 10 вечера шествие не заканчивается Эпитафией от кафедрального собора. Каждую Эпитафию сопровождают церковный хор, местный оркестр и люди, несущие специальные большие свечи «тортсес», венецианские фонарики «мануалья», хоругви и флаги, которые специально в этот вечер повернуты в сторону в знак траура. В шествиях принимают участие школьники, члены скаутских организаций, девочки с корзинами ярких цветов, которых так много на Корфу в это время года. Вечером на Мурайя, куда приходит шествие из кафедрального собора, через определенные промежутки ставят свечи на небольших подсвечниках – их зажигают во время процессии, так что они образуют длинную светящуюся линию. Шествие с Плащаницей кафедрального собора, в котором принимают участие духовенство и власти города, а также филармонический оркестр, певцы и тысячи участников, придает этому скорбному дню новое измерение. В Великую Субботу в храме Пресвятой Богородицы Ксенон по местному обычаю организуется «искусственное землетрясение». Его устраивают по окончании чтения Апостола, воспроизводя Евангельское описание землетрясения, случившегося после Воскресения Христова. В 9 утра в Великую Субботу вокруг храма Св. Спиридона происходит торжественное шествие. В 1574 г. венецианцы запретили православным «из соображений безопасности» проведение Эпитафии в Великую Пятницу и разрешили только крестный ход в честь Св. Спиридона в Великую Субботу. Так что с тех пор жители Керкиры идут крестным ходом с мощами Святителя Спиридона, во время которого мощи святителя торжественно проносятся в вертикальном положении, он «идет», как епископ города, а следом несут Плащаницу. Это одна из самых древних и наиболее впечатляющих процессий в честь Св.Спиридона, которая установлена еще в 1550-х годах в воспоминание чуда святого, который спас население Керкиры от голода. Шествие двигается в такт скорбной музыке в исполнении трех филармонических оркестров города. После окончания шествия мощи св. Спиридона остаются открытыми для поклонения до вторника Светлой седмицы. В 11 часов утрав Великую Субботу люди ожидают так называемого «Первого Воскресенья», а во всех храмах начинают радостно звонить колокола и из окон домов выбрасывают тысячи глиняных кувшинов и горшков, наполненных водой для пущего грохота. Этот обычай пришел от венецианцев, которые на Новый год выбрасывали из окон старые предметы. Жители Корфу приняли этот обычай и перенесли его на величайший греческий праздник – Пасху, а старые предметы заменили на глиняные кувшины и горшки. По другой версии, этот обычай имеет языческое происхождение. Пасха приходится на начало нового природного цикла, природа пробуждается от зимнего сна, и новые плоды собирают в новые сосуды, а старые сосуды выбрасывают прочь.Традиция бить горшки на Пасху на острове Корфу живет с незапамятных времен. Конечно, это не просто безобразие, которое Церковь и полиция дозволяют людям учинять раз в году. Бить горшки — очередной пасхальный символ. Корфиоты так вспоминают событие Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Когда Спаситель победил смерть и воскрес, Он покинул гробовую пещеру, в которой был положен учениками. Первыми об этом чуде узнали благочестивые женщины. Они рано утром пришли, согласно восточной традиции, помазать благовонными маслами мертвое тело Христа. Когда эти женщины увидели, что гроб Христа пуст, а вместо Него там находится ангел, они от удивления выронили из рук глиняные горшки с ароматными маслами. Горшки, конечно, тут же разбились. В пасхальное утро корфиоты с удовольствием повторяют это действие, вспоминая евангельское событие и одновременно получая удовольствие от возможности совершенно законно разбить что-нибудь. С боем горшков на Пасху на Корфу связано такое поверие- если человек наберется смелости и, пробравшись под керамическим дождем, найдет горлышко от горшка — быть ему счастливым целый год. Он до следующей Пасхи будет жить в достатке, вознагражденный за свою смелость Богом. После разбивания сосудов оркестры проходят по улицам города, играя радостный марш «Не бойтесь, греки!»В этот день жители из некогда многочисленной еврейской общины, из страха запирались в своих домах. А деревенские храмы острова, услышав звон колоколов столичных храмов, подхватывали этот звон и передавали его дальше, а хозяева резали барашка, кровью которого затем рисовали три креста на входных дверях. Богослужение праздника Пасхи завершается на Верхней части площади Спьянада. Крестный ход выходит из близлежащей церкви Св. Параскевы, в нем участвует митрополит, власти города, филармонические оркестры и тысячи людей. Фантастическое и уникальное зрелище: все окна и балконы окружающих площадь шестиэтажных домов открыты, на них горят свечи, в то время как сама площадь освещается светом тысяч светильников (лампад) в руках верующих, которые приходят праздновать Пасху на самой большой площади Балкан. Празднование Пасхи проходит с музыкой, бенгальскими огнями и фейерверками. Оркестры, как только оканчивается богослужение,обходят город, играя веселые марши, а люди идут с ними и поют. Веселье продолжается всю ночь до утра, в сопровождении блюд традиционной кухни – супа цилихурда (местный вариант греческого супа магирица), крашеных яиц, фогацы (сладкого хлеба) и коломбинес (пирог в виде голубя, пришедший из Венеции) – и большого количества вина. Остров горит огнями, отмечающими конец поста и Воскресение Христово. В сам день Пасхи с 7 утра каждая церковь проводит крестный ход, подобный Эпитафии, по улицам города, в котором участвуют оркестры, школьники, члены скаутских организаций и хоры. В 11.30 в Новой крепости военно-морская база Корфу проводит, следуя старинным традициям, веселое пасхальное празднество с национальными танцами и разнообразными закусками. На Корфу, в отличие от остальной Греции, приготовление пасхального барашка (или ягненка) на вертеле появилось лишь недавно и не является частью местных традиций. Корфиоты обычно едят в день Пасхи суп с яйцом и лимонным соком из нескольких видов мяса, а барашка оставляют на Светлый понедельник. Это делается потому, что желудок ослабевает после многодневного поста, а суп помогает восстановиться. В Светлый понедельник утром почти во всех деревнях совершаются крестные ходы, которые длятся от часа до трех часов. Люди проходят по своей деревне или направляются в соседние селения, где они останавливаются, чтобы совершить молебен, поклонение святыням и принести цветы Божией Матери и Воскресшему Христу. В Светлый Вторник в пять часов вечера в соборе Св. Спиридона совершается возвращение святого – его мощи, которые после крестного хода Великой Пятницы оставались у входа в собор, возвращаются в раку, расположенную внутри собора. Первая неделя празднования Пасхи на Корфу заканчивается праздником в честь иконы Живоносный Источник, которая пребывает в монастыре Палеокастрица. По традиции, Светлая (пасхальная) пятница считается на Корфу первым летним праздником. Неповторимо торжество Святой Пасхи на острове Корфу в гостях у великого угодника Божия святителя Спиридона Тримифунтского. Сам святитель празднует Пасху вместе с верующими в эти великие дни! Благодатный Огонь, который передается всем, ожидающим на площади людям , несут в каждый дом с трепетом и радостью. Вся площадь озаряется сиянием и отовсюду слышится радостная весть – Χριστός Ανέστη! Христос Воскресе! – Αληθώς Ανέστη! Воистину Воскресе! Если у вас есть желание увидеть все это своими глазами и встретить Светлое Христово Воскресенье на Корфу, пожалуйста, обращайтесь! Я с удовольствием помогу вам осуществить эту мечту![B]Можете так же посетить мой сайт corfu-irinaguide.ru Другие предложения гида:
|