Джайсалмер - золотой город Индии. Стоит ли ехать и как добраться?
Джайсалмер - удивительный город с печальной историей. Город-форт посреди пустыни Тар в 100 км от границы с Пакистаном, индийский аванпост. Джайсалмер основан в 1156 году. В тринадцатом веке, после двенадцатилетней осады мусульман, город пал, а жители совершили массовое самоубийство (просто у них с этим, как дважды два). В 16 веке раджа Джайсалмера женился на одной из дочерей императора Акбара и после этого настал долгожданный мир. Находившийся в центре торговых путей (Великий Шёлковый путь) город процветал. Но укрепление позиций Бомбея в качестве торгового морского порта, свалившиеся налоговые проблемы и жёсткие правительственные реформы, а в довершение - образование Пакистана и появление индийско-пакистанской границы, перерезавшей караванные пути, повергли город в полный упадок. Сейчас Джайсалмер живёт, в основном, за счёт туризма и имеет некоторые доходы как передовой военный объект. Город и впрямь выглядит золотым. Все дома традиционно строятся из жёлтого/золотого песчаника (но уже не Юрского периода, как практически все здания в форте) и многие из них украшаются уникальной резьбой, выполняемой испокон веков бригадой каменщиков, поселение которых находится в этой же пустыне: секреты мастерства резчиков передаются из поколения в поколение, а далёкие предки ныне живущих мастеровых в своё время строили и украшали резьбой все фортовые постройки. 70% населения Джайсалмера составляют брамины - представители высшей касты. Я изначально была настроена не лучшим образом, потому как отзывы об этом месте сильно противоречат друг другу. Моя настороженность и все мои сомнения развеялись в течение полутора часов после прибытия.
Джайсалмер не просто понравился, он заставил себя полюбить: пожалуй, это первый город на нашем пути, в котором что-то делается, что-то строится и убирается. Нами был даже обнаружен общественный туалет на улице! Нет-нет, не подумайте только, что здесь повсюду чистота. Нет, грязно, как и положено, похоже, всем городам в Индии. Также живут на улице люди, также жгут костры, также шатаются повсюду коровы, свиньи и собаки. Но животные выглядят не столь грязными, тощими и отталкивающими. На одной милой такой коровке мы заметили импровизированный ошейничек: на шее у неё был привязан тапок - почти что колокольчик, чтоб не потерялась, только не звенит. Многие из праздно шатающихся бурёнок помечены клеймом на бедре. Не стоит на улицах невыносимая вонь, как в других местах. Тепло, даже жарко, ярко светит солнышко. Город действительно прекрасен. Здесь вы не будете скучать: есть, что посмотреть, где погулять, встретить закат на озере, устроить скачки на верблюдах, помёрзнуть в пустыне после заката, послушать местный фольклор и вкусить местных блюд.
Мы отправлялись в Джайсалмер из Джайпура. Мандражировала я, не скрываю. Во-первых, поезд ночной, во-вторых, проходящий, в-третьих, не всегда слёту можно вычислить человека, говорящего по-английски, если вдруг понадобится что-либо уточнить, а время стоянки поезда ограничено. Тогда я ещё не подозревала, что существует и в-четвёртых, и в-пятых, которые куда серьёзнее, чем во-первых, во-вторых и в-третьих. Факт ночного поезда пугал тем, что не известно, с кем ты окажешься за занавесочкой, это рулетка, а у меня в наличии два рюкзака, дочь тоже с двумя рюкзаками и желание хоть немного поспать, потому как до Джайсалмера 12 часов ходу. Ну, здесь нам повезло: за занавеской с нами оказались французы, рюкзаки наши были немедля намертво пристёгнуты велосипедными замками, бельё "стираное", наши с Babe верхние полки не были заняты пронырливыми безбилетниками, спать в поезде оказалось вполне возможно, хотя не удобно, нервно, а потому сон был довольно поверхностным, и к тому же отдыхать нам пришлось не долго - поутру, часов эдак с 7, разносчики еды не только разбудили, а напрочь вынесли мозг своими вегетарианскими котлетами и горячим чаем. Так что по этому пункту можно было особо не париться. Поездка из Джайсалмера была еще более спокойной, поезд уходил с конечной станции. На конечную состав подают заранее, примерно за час. Так что у вас будет вполне достаточно времени, чтобы выяснить номер поезда, куда он идёт и отыскать свой вагон. К примеру, у нашего поезда стояли номера лишь на некоторых вагонах, но зато на каждом вагоне был помещён список пассажиров, по которому и можно отыскать свои места (молите Бога, чтобы при бронировании и покупке билетов ваши фамилии были прописаны правильно - мы вот в тех самых списках фигурировали как ELEENA G и EKSINA G). Сюрпризов не ожидалось: поезд был дневной.
Что самое поразительное, мы провели в Джайсалмере почти неделю, но никто ни разу не спросил у нас документов.
Столица | Нью-Дели | |
Население | 1 220 800 359 чел. (2013 год) | |
Площадь | 3 287 263 км² | |
Языки | Хинди, английский и ещё 21 язык | |
Валюта | Индийская рупия (INR) | |
Международный телефонный код | +91 | |
Часовой пояс | +5:30 |
Керала |
+31°C
|
Мумбаи |
+24°C
|
Ченнай |
+28°C
|
Вишакхапатнам |
+26°C
|
Гоа |
+27°C
|
Мангалор |
+28°C
|
Панаджи |
+27°C
|
Калангут |
+27°C
|
Махабалипурам |
+30°C
|
Бенаулим |
+28°C
|
Керала | +29.0°C |
Мумбаи | +25.2°C |
Ченнай | +26.9°C |
Вишакхапатнам | +26.2°C |
Гоа | +28.2°C |
Мангалор | +28.9°C |
Панаджи | +28.1°C |
Калангут | +28.3°C |
Махабалипурам | +27.0°C |
Бенаулим | +28.3°C |